Водителям старше 70 лет полностью запретят садиться за руль - ГАИ ужесточит правила с 1 апреля
- 30 марта 15:30
- Светлана Иванова

Вопрос о введении возрастных критериев для управления автомобилем людьми старшего поколения в России продолжает активно обсуждаться экспертным сообществом, законодателями и общественностью.
В настоящее время юридически закрепленных ограничений нет, однако возможность их появления в перспективе оценивается как значительная. Это обусловлено общемировой практикой и растущим вниманием государства к обеспечению безопасности на дорогах, как сообщает источник.
В ряде государств уже действуют определенные правила в отношении пожилых автомобилистов. Например:
- В Саудовской Аравии водители, достигшие 70-летнего возраста, обязаны ежегодно проходить медицинское обследование для подтверждения своей пригодности к вождению.
- В Турции с 65 лет водители должны проходить медицинскую комиссию раз в два года, а после 75 лет – ежегодно.
- На Филиппинах для водителей старше 60 лет установлены более серьезные требования к состоянию здоровья, включая обязательные проверки зрения и слуха.
- В ОАЭ, в некоторых эмиратах, водительские права могут быть аннулированы у лиц старше 70 лет, если они не проходят регулярные медицинские осмотры.
Эти меры нацелены на минимизацию рисков, связанных с возрастными изменениями в организме, такими как ухудшение зрительных функций, снижение скорости реакции и развитие хронических заболеваний.
В России в настоящий момент возрастные ограничения для водителей отсутствуют, однако контроль за состоянием их здоровья постепенно усиливается. Согласно действующему законодательству, управление транспортным средством запрещено при наличии медицинских противопоказаний, выявленных в ходе обязательной медицинской комиссии при получении водительского удостоверения. В случае выявления у водителя заболевания, препятствующего безопасному вождению (например, серьезные проблемы со зрением или сердечно-сосудистые заболевания), его права могут быть приостановлены.
Согласно статистическим данным, водители старшего возраста реже становятся инициаторами серьезных дорожно-транспортных происшествий по сравнению с более молодыми участниками дорожного движения. Их опыт и повышенная осторожность часто компенсируют физиологические изменения, связанные с возрастом. Тем не менее, наличие таких заболеваний, как сахарный диабет или ухудшение зрения, может увеличить вероятность аварийных ситуаций. В подобных случаях водители могут восстановить свои права, пройдя повторное медицинское освидетельствование и подтвердив свою способность управлять автомобилем, используя вспомогательные средства.
В 2023 году в Санкт-Петербурге группа депутатов выступила с инициативой о введении более строгих мер в отношении водителей старше 70 лет, включая:
- Сокращение срока действия водительского удостоверения до двух лет.
- Обязательное прохождение медицинских комиссий каждые два года.
- Повышение требований к состоянию здоровья, особенно в отношении зрения и слуха.
По мнению авторов данной инициативы, подобные меры могут способствовать снижению количества аварий, вызванных возрастными факторами, и повысить общий уровень безопасности на дорогах. Однако, предложение встретило критику, так как многие считают его излишне жестким и дискриминационным.
Проблема введения возрастных ограничений для водителей пожилого возраста остается дискуссионной. С одной стороны, обеспечение безопасности дорожного движения является приоритетной задачей. По информации ГИБДД, около 10% всех ДТП с участием водителей преклонного возраста связаны с их физическим состоянием. Ухудшение зрения и снижение скорости реакции действительно могут увеличить вероятность возникновения аварийных ситуаций.
Читайте также: