Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Школа, которую мы потеряли: пять предметов, которые исчезли из программы

Школа, которую мы потеряли: пять предметов, которые исчезли из программыФото из архива редакции

Пять исчезнувших школьных предметов, которые наши дети потеряли зря

Современное школьное расписание для многих родителей — словно инструкция к управлению сложнейшим механизмом, где выходят на первый план новаторские курсы вроде «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России». Но если спросить школьника, что он знает о предметах, которые были в советской школе, но исчезли в 1990-х и начале 2000-х, он бы удивился не меньше. Многие из этих дисциплин учили жить, думать и чувствовать так, как современные уроки не дают. Мы вспомнили пять таких предметов, которые оказались потеряны зря.

Этика и психология семейной жизни — уроки для жизни, которых не хватает

Появившийся в начале 1980-х предмет был редким исключением, где школьников учили не только фактам, но и душе. Обсуждения семейных отношений, семейного бюджета, воспитания детей, а также полового воспитания становились темами открытого диалога. Оценок за этот курс не ставили, делая акцент именно на понимание и обсуждение.

Однако уже в 1990-х от этого учебного предмета отказались — причины были и социальными, и педагогическими. Консервативное общество было не готово к таким откровенным разговорам с подростками, а кадров для качественного преподавания не хватало. Сегодня элементы этого курса пытаются внедрить в обществознание под названием «семьеведение», но полноценного и системного преподавания основ супружеских отношений в школах пока нет.

Чистописание — искусство красивого письма уходит в прошлое

Кто из взрослых не помнит уроки чистописания, когда в руках был не шариковый стержень, а перо, требующее мастерства и терпения? Этот предмет формировал не только аккуратность, но и характер, воспитывал дисциплину. К концу 1960-х годов с введением шариковых ручек интерес к чистописанию начал падать, а реформы образования убрали его как отдельный предмет.

С тех пор каллиграфия стала восприниматься скорее как навык в рамках уроков русского языка — и, увы, часто не придаётся серьёзного значения. Обновлённые стандарты письма теперь не требуют тонких и толстых линий, отрывистого выписывания букв — современный почерк стал более механистичным и стандартизированным. Красивому письму уже не учат как отдельному искусству, хотя корявый почерк всё ещё влияет на оценки.

Астрономия — наука о звёздах, потерянная на десятилетия

Парадоксально, но факт: астрономию как отдельный школьный предмет убрали из программ в 2008 году, хотя ещё в 1990-е она постепенно исчезала, находясь лишь в глубине школьной физики. И вот при этом, несмотря на официальный отказ, в течение многих лет Россию не покидала Всероссийская олимпиада по астрономии — то есть высоко мотивированные школьники изучали астрономию вне обычного расписания.

Четыре года назад астрономия была реабилитирована и официально вернулась в программу, но пока что доступна не везде. За годы забвения мир науки о космосе сильно продвинулся — учебников и квалифицированных педагогов не хватает, а выделить часы в и без того перегруженном расписании сложно. Риск потерять интерес к звёздам у молодых абсолютно реален.

Дополнительные детали: почему эти предметы важны и что мы теряем

Каждый из этих исчезнувших предметов учил чему-то важному — семейному взаимодействию, аккуратности и терпению, познанию окружающего мира и себе. Их исчезновение привело к тому, что современные школьники нередко лишены фундаментальных знаний и навыков, которые в повседневной жизни могут оказаться крайне полезны.

Уроки семейной жизни могли бы помочь молодёжи лучше понимать себя и близких, учиться общению и ответственности. Чистописание развивало мелкую моторику, аккуратность и художественный вкус — качества, ценные не только для письма, но и для других сфер. Астрономия даёт ощущение масштабов Вселенной, стимулирует интерес к науке, мышлению и технологиям будущего.

Заключение

Современное образование меняется, и в нём появляются новые актуальные дисциплины. Но порой, оглядываясь назад, стоит задуматься: не слишком ли быстро мы расстаёмся с предметами, которые учили жизненным основам, развивали мышление и формировали личность? Возвращение или адаптация таких курсов могло бы стать ключом к более гармоничному развитию современных школьников — чтобы знать звёзды, жить в семье и уметь красиво писать было не прошлым, а частью настоящего.

Об этом пишет источник.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости