Девочка-припевочка назначена директором школы
- 16:31 1 сентября
- Инга Нечунаева

Школьный директор: педагог или менеджер? Кто должен управлять современной школой
Образование — это важнейшая сфера жизни общества, и именно школа становится фундаментом формирования личности.
Нельзя недооценивать роль директора школы — человека, от которого зависит не только порядок в здании, но и атмосфера, эффективность работы педагогов и успешность учеников.
Но кто он должен быть — педагогом по образованию или профессиональным менеджером?
Почему директор школы — это ключевая фигура?
Директор — это не просто администратор, следящий за ремонтом и расписанием.
Это лидер, создающий среду для развития учеников и учителей.
Если руководитель хорошо понимает задачи школы и умеет управлять коллективом, дела идут отлично.
Если же руководитель «самодур» или равнодушный человек, это сразу отражается на всем образовательном процессе.
Поговорка «рыбка тухнет с головы» здесь как никогда актуальна.
Плохое руководство разрушает даже самый талантливый коллектив.
А грамотное управление помогает раскрыть потенциал и педагогам, и ученикам.
Компетенции руководителя: педагогические знания против управленческих навыков
В советское время директор обязательно имел педагогическое образование.
Он знал нюансы учебного процесса, сам преподавал или был участником методической работы школы.
Сегодня ситуация меняется — некоторые директора набираются из представителей администрации, экономистов или юристов.
С одной стороны, педагогическое образование дает понимание сути основного дела школы — обучения и воспитания.
С другой стороны, управление школой — это задача сложная и многогранная.
Это не только учебный процесс, но и бюджет, кадровая политика, взаимодействие с родителями и органами власти.
Профессиональный менеджер может эффективно планировать ресурсы, строить систему мотивации и решать конфликты.
Но при отсутствии понимания педагогики могут пострадать образовательные стандарты и атмосфера.
Конкретные примеры из жизни: разные типы руководителей
За годы работы я встречал разные типы руководства.
Был директор-механик, который заботился только о ремонтах и хозяйственных вопросах.
Это хорошо, но учительские и методические вопросы он оставлял на произвол судьбы.
Была руководительница-педагог, тщательно контролировавшая учебный процесс, но пренебрегавшая материальной базой и отношениями с родителями.
Учителя становились раздраженными, некоторые уходили из школы.
Сейчас работаю под началом человека, который по большей части безразличен к внутренней жизни школы, но умеет держаться и не ввязываться в ненужные конфликты.
Такую «позицию пофигиста» можно назвать утопической, однако школа функционирует, пусть и не без проблем.
Новый тренд: директора без педагогического образования
Случай из недавнего времени: в одну школу назначили молодую женщину без педагогического опыта, с образованием юриста или экономиста.
Коллеги с тревогой обсуждали, как такой человек сможет эффективно руководить школой.
Неужели педагогическое образование не играет роли?
Можно ли считать, что наличие управленческих навыков заменит знание педагогики?
По моему опыту, лично педагогический бэкграунд помогает лучше слышать учителей и понимать потребности детей.
Но и хорошие управленческие качества крайне важны для современной школы.
Баланс между педагогикой и менеджментом: что важно сегодня?
Современные вызовы требуют от директора гибкого сочетания педагогического восприятия и стратегического мышления.
Нужно понимать, как устроен учебный процесс, и при этом эффективно решать финансовые, правовые и кадровые вопросы.
Идеально, когда руководитель — это педагог с развитым чувством управления, или профессиональный менеджер с достаточным знанием образовательной сферы.
Без этого школа рискует потерять свою цель — воспитание и образование будущего поколения.
Заключение: от директора зависит судьба школы
Директор — это мозг и сердце школы.
От его компетенции и отношения к делу зависит успешность образовательного учреждения.
Наличие педагогического образования — важный плюс, но не гарант успеха.
Управленческие навыки, умение слышать коллектив и принимать решения — не менее значимы.
Современная школа нуждается в сбалансированном лидере, который сочетает лучшие качества педагога и менеджера.
Только такой директор сможет создать благоприятную атмосферу и вывести школу на высокий уровень развития.
В конце концов, именно от руководителя зависит, будет ли школа местом вдохновения или ареной проблем.
И это знание должно стать ориентиром при подборе управленческих кадров в образовании, пишет источник.