Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Железные леди РЖД. Некоторые любят пожёстче

Железные леди РЖД. Некоторые любят пожёстчеФото из архива редакции

Жены рельсов: как женщины покоряют железные дороги России

Железнодорожная отрасль традиционно считалась мужской сферой, где требуются сила, выдержка и постоянное напряжение. Но сейчас ситуация быстро меняется. Женщины всё активнее приходят на железные дороги, работают почти наравне с мужчинами, несмотря на многие стереотипы и трудности.

Женские профессии на железной дороге: миф и реальность

Исторически считалось, что женщины в железнодорожном деле чаще всего занимают менее «тяжёлые» и более «сухопутные» профессии – например, дежурные по переезду. Здесь соотношение действительно сильно смещено в сторону женщин: на одну сотрудницу приходится примерно четверо мужчин.

Работа дежурной по переезду предъявляет невероятную ответственность. Женщина, находясь сутки без сна в маленьком домике у путей, следит за безопасностью движения, предотвращая автомобильные аварии на железнодорожных переездах.

Однако, несмотря на кажущуюся «незаметность», это крайне стрессовая и технически сложная работа. Например, Татьяна Воронцова из Московской области, которая управляет переездом на участке Поварово-Александров, рассказывает о реальных экстренных ситуациях – заглохший автобус прямо на рельсах, необходимость мгновенно принимать решения и координировать движение поездов и автотранспорта.

Обучение здесь длительное и требует серьёзных знаний – полгода учебы в специализированном центре, изучение огромного объема нормативов безопасности и практических навыков.

Женщины за пультом локомотива: новые горизонты

На фоне расширения возможностей женщин в железнодорожной отрасли особенно примечателен рост числа женщин-машинистов. С 2021 года, когда им официально разрешили работать помощниками машинистов, их число увеличилось на 69%.

Сегодня в локомотивных бригадах от Калининграда до Дальнего Востока работают уже около 90 женщин – семь машинистками и почти 85 помощниками. Они ездят на электричках по одному маршруту, управляют поездами через сложные перегоны, выдерживают большие психологические нагрузки и физический стресс.

Им приходится не только управлять техникой, но и выполнять элементы ручного труда – поднимать тяжелое оборудование, сцеплять и расцеплять вагоны, работать в любых погодных условиях.

Монтёр пути – вызов для сильных женщин

Хоть женщин-монтёров путей на железной дороге по-прежнему совсем немного, их количество начинают фиксировать как отдельное профессиональное направление. Работа монтёра путей – это тяжёлый физический труд: разгрузка и укладка рельсов, шпал, постоянная работа на морозе.

В Западно-Сибирском учебном центре принимают женщин-монтёров, и сейчас есть вакансии в Новокузнецке с достойной оплатой и социальными гарантиями. Однако большинство женщин по-прежнему идут в профессии, связанные с техническим обслуживанием или управлением подвижным составом, где нагрузка не связана с тяжелым физическим трудом, но требует высокой ответственности и выдержки.

Преимущества и сложности: взгляд изнутри и мнение специалистов

Женщины отмечают, что несмотря на сложные условия, работа нравится: свежий воздух, интересные задачи, чувство значимости. При этом зимой приходится бороться с обледенением рельсов, нести тяжести и работать в условиях стресса.

Эксперты при этом отмечают определённые риски для здоровья женщин на некоторых профессиях, особенно связанных с физической нагрузкой. Они предостерегают от чрезмерных «радужных» ожиданий, так как работа машинистом и помощником машиниста включает много подъемов тяжестей и стрессовых ситуаций.

Также существует несомненный сдвиг в сознании работодателей: теперь они всё чаще идут навстречу женщинам, расширяя спектр подходящих профессий, предоставляя возможность обучаться и расти в карьере.

Заключение

Женщины на российских железных дорогах перестают быть редкостью и остаются в стороне от типично мужских профессий. Они становятся дежурными по переезду, помощниками машинистов, машинистами, а порой и монтажниками путей.

Эти изменения не просто меняют профессиональный ландшафт отрасли, а вносят свежую энергию и новые взгляды в традиционный профиль железнодорожника.

И хотя физические нагрузки и специфические риски остаются, женщины доказывают – железная дорога может быть и их дорогой.

Движение вперёд, свобода выбора и новые карьерные возможности делают российские железные дороги привлекательными и доступными для всех, кто готов к испытаниям и хочет с гордостью носить звание железнодорожника, пишет источник.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости