Логотип новостного портала Прогород
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Почему в российских школах учителя не любят отличников? - ответ удивит любого

Почему в российских школах учителя не любят отличников? - ответ удивит любогоfreepik.com

Почему учителя не любят отличников? Разбираемся в школьной реальности

В течение сорока лет я работаю в школе. И последние двадцать лет не перестаю задавать себе один вопрос:

почему учителя не любят отличников?

Ведь казалось бы, всё наоборот! Отличники — это гордость школы, с ними приятно работать, от них ждёшь отличных результатов и, соответственно, профессионального удовлетворения.

Но реальность часто оказывается гораздо сложнее. Почему же так происходит? Ответ скрыт в личности учителя и его профессиональной компетентности.

Истоки проблемы: случайные кадры в системе образования

В начале 2000-х в школах остро ощущалась нехватка педагогов.

Потому на работу принимали людей без соответствующего образования.

В школу приходили агрономы, чтобы вести химии и биологию, зоотехники — музыкальные и изобразительные курсы, инженеры — физику и технологии.

Некоторые из них пытались догнать профессиональный уровень, обучаясь заочно и проходя курсы переподготовки.

Но часто их внутренний мир оставался далёким от педагогики.

И самое главное — не появлялась настоящая любовь к детям и профессии.

Сравнение с советской школой: другие учителя, другие отношения

Мне посчастливилось работать с педагогами, пришедшими в школу в 50-60-х годах.

Это были интеллигентные, воспитанные и высокопрофессиональные специалисты.

Я никогда не слышала, чтобы учитель биологии, например, сказал ученикам: «Я сам не знаю биологию на пятёрку, поэтому и вам не поставлю».

В то время уважение к отличникам было нормой.

Учителя поддерживали и поощряли лучших учеников, помогали им раскрывать потенциал.

Современные реалии: грубость и давление на отличников

К сожалению, многие современные педагоги позволяют себе оскорблять, унижать учеников, использовать ненормативную лексику.

Некоторые даже категорично делят детей на «умственно отсталых» и «недообследованных».

Толще всего ложится нагрузка именно на отличников.

Дочь одной знакомой — отличница и ответственная ученица — не хочет ходить в школу.

Она отвечает на всех уроках, получает хорошие оценки.

Но при этом слышит насмешки и даже поддерживает их со стороны некоторых учителей.

Она задаёт вопрос: почему её старания не ценят, а ученики, сидящие в телефонах, получают тройки, которые в итоге превращаются в пятёрки?

Домашние задания — нагрузка и стресс

Домашние задания часто не соответствуют логике и правилам нормированной работы.

Правило гласит, что д/з должно составлять максимум треть от того, что делается на уроке.

Но на практике всё наоборот.

На уроке выполняют одно упражнение, а домой задают два-три с объяснением теории.

Особенно тяжело отличникам, которые делают всё в полном объёме.

Им не дают возможности справиться без стресса.

И добавляются ещё проекты, доклады, контрольные, тесты по разным предметам.

Участие в мероприятиях и олимпиадах: дополнительное давление

Отличникам приходится участвовать во всех возможных олимпиадах и конкурсах.

Часто — не из желания, а из страха быть наказанными и униженными за отказ.

Так получается, что у них почти не остаётся времени на отдых и хобби.

Особенно в маленьких школах, где один ребёнок “тянет” много предметов и обязанностей.

Противостояние отличников и «серых» учеников

В итоге среди учеников формируется неравная ситуация.

Лучше быть «серым» хорошистом — не выделяться, не задавать лишних вопросов, не требовать объяснений.

Лучше быть троечником — с тебя не спросит никто, к тебе не будут предъявлять повышенных требований.

Учителю тоже проще работать с такими учениками, потому что они не вызывают раздражения и не ставят под сомнение уровень преподавания.

Почему же происходит так?

Отчасти причина — в профессиональной подготовке учителей и их отношении к детям.

Отчасти — в системе оценки, поощрения и наказания.

И ещё в неорганизованности учебного процесса и чрезмерной нагрузке.

Но главное — в отсутствии уважения к личности ученика и его стремлениям.

Вывод: как изменить ситуацию?

Нужно возвращать в школы учителей с настоящей педагогической и человеческой компетентностью.

Тех, кто искренне любит детей и уважает их труд.

Нужно пересмотреть систему домашних заданий и участия в олимпиадах, чтобы это было стимулом, а не наказанием.

Учителям важно помнить: отличники — это их союзники, а не враги.

Создать поддерживающую среду и принять каждого ученика таким, какой он есть — залог настоящего успеха в образовании.


Сорокалетний опыт показывает: учителя и дети могут быть другими.

И школа может стать местом, где ученики гордятся своими достижениями, а учителя вдохновляются успехами каждого.

Об этом пишет источник.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости