Почему в российских школах учителя не любят отличников? - ответ удивит любого
- 16:31 17 августа
- Инга Нечунаева

Почему учителя не любят отличников? Разбираемся в школьной реальности
В течение сорока лет я работаю в школе. И последние двадцать лет не перестаю задавать себе один вопрос:
почему учителя не любят отличников?
Ведь казалось бы, всё наоборот! Отличники — это гордость школы, с ними приятно работать, от них ждёшь отличных результатов и, соответственно, профессионального удовлетворения.
Но реальность часто оказывается гораздо сложнее. Почему же так происходит? Ответ скрыт в личности учителя и его профессиональной компетентности.
Истоки проблемы: случайные кадры в системе образования
В начале 2000-х в школах остро ощущалась нехватка педагогов.
Потому на работу принимали людей без соответствующего образования.
В школу приходили агрономы, чтобы вести химии и биологию, зоотехники — музыкальные и изобразительные курсы, инженеры — физику и технологии.
Некоторые из них пытались догнать профессиональный уровень, обучаясь заочно и проходя курсы переподготовки.
Но часто их внутренний мир оставался далёким от педагогики.
И самое главное — не появлялась настоящая любовь к детям и профессии.
Сравнение с советской школой: другие учителя, другие отношения
Мне посчастливилось работать с педагогами, пришедшими в школу в 50-60-х годах.
Это были интеллигентные, воспитанные и высокопрофессиональные специалисты.
Я никогда не слышала, чтобы учитель биологии, например, сказал ученикам: «Я сам не знаю биологию на пятёрку, поэтому и вам не поставлю».
В то время уважение к отличникам было нормой.
Учителя поддерживали и поощряли лучших учеников, помогали им раскрывать потенциал.
Современные реалии: грубость и давление на отличников
К сожалению, многие современные педагоги позволяют себе оскорблять, унижать учеников, использовать ненормативную лексику.
Некоторые даже категорично делят детей на «умственно отсталых» и «недообследованных».
Толще всего ложится нагрузка именно на отличников.
Дочь одной знакомой — отличница и ответственная ученица — не хочет ходить в школу.
Она отвечает на всех уроках, получает хорошие оценки.
Но при этом слышит насмешки и даже поддерживает их со стороны некоторых учителей.
Она задаёт вопрос: почему её старания не ценят, а ученики, сидящие в телефонах, получают тройки, которые в итоге превращаются в пятёрки?
Домашние задания — нагрузка и стресс
Домашние задания часто не соответствуют логике и правилам нормированной работы.
Правило гласит, что д/з должно составлять максимум треть от того, что делается на уроке.
Но на практике всё наоборот.
На уроке выполняют одно упражнение, а домой задают два-три с объяснением теории.
Особенно тяжело отличникам, которые делают всё в полном объёме.
Им не дают возможности справиться без стресса.
И добавляются ещё проекты, доклады, контрольные, тесты по разным предметам.
Участие в мероприятиях и олимпиадах: дополнительное давление
Отличникам приходится участвовать во всех возможных олимпиадах и конкурсах.
Часто — не из желания, а из страха быть наказанными и униженными за отказ.
Так получается, что у них почти не остаётся времени на отдых и хобби.
Особенно в маленьких школах, где один ребёнок “тянет” много предметов и обязанностей.
Противостояние отличников и «серых» учеников
В итоге среди учеников формируется неравная ситуация.
Лучше быть «серым» хорошистом — не выделяться, не задавать лишних вопросов, не требовать объяснений.
Лучше быть троечником — с тебя не спросит никто, к тебе не будут предъявлять повышенных требований.
Учителю тоже проще работать с такими учениками, потому что они не вызывают раздражения и не ставят под сомнение уровень преподавания.
Почему же происходит так?
Отчасти причина — в профессиональной подготовке учителей и их отношении к детям.
Отчасти — в системе оценки, поощрения и наказания.
И ещё в неорганизованности учебного процесса и чрезмерной нагрузке.
Но главное — в отсутствии уважения к личности ученика и его стремлениям.
Вывод: как изменить ситуацию?
Нужно возвращать в школы учителей с настоящей педагогической и человеческой компетентностью.
Тех, кто искренне любит детей и уважает их труд.
Нужно пересмотреть систему домашних заданий и участия в олимпиадах, чтобы это было стимулом, а не наказанием.
Учителям важно помнить: отличники — это их союзники, а не враги.
Создать поддерживающую среду и принять каждого ученика таким, какой он есть — залог настоящего успеха в образовании.
Сорокалетний опыт показывает: учителя и дети могут быть другими.
И школа может стать местом, где ученики гордятся своими достижениями, а учителя вдохновляются успехами каждого.
Об этом пишет источник.
Читайте также:
-
Тамара Глоба назвала знак, у которого с 16 августа попрет удача во всем
-
Попрощайтесь с туалетной бумагой — она пережиток прошлого: её замена гораздо эффективнее — в Европе во всю используют, а мы только начинаем
-
Центробанк начнет отслеживать каждого: с 1 сентября снять наличные станет намного сложнее