Водителям старше 70 лет запретят садиться за руль - ГАИ ужесточает правила с 27 июля
- 03:27 25 июля
- Инга Нечунаева

До какого возраста можно водить автомобиль в России? Просто о сложном
Если вам кажется, что после 60 или 70 лет ездить за рулём нельзя — расслабьтесь: в России по закону нет никаких возрастных пределов для водителей. То есть управлять машиной можно и в 75, и в 85 лет — если позволяет здоровье. Давайте разберёмся поподробнее, как это работает у нас и что происходит в других странах.
Как обстоят дела в России
Законы РФ не устанавливают верхнего возрастного лимита для управления транспортом: хочешь получить права — хватай медсправку, учись и сдавай экзамены, даже если тебе хоть 90 лет! Для разных видов транспорта есть минимальный возраст, но максимум не прописан ни для одной категории.
Но есть нюанс: чтобы получить или продлить права, обязательно нужна свежая медицинская справка. Именно тут и начинается самое интересное для тех, кому уже за 60 или 70. После 60 лет срок действия водительского удостоверения сокращается с обычных 10 лет до 5 лет, а при каждом обновлении — снова медкомиссия, и врачи уже смотрят строже: зрение, слух, реакции, общее состояние.
Если здоровье ухудшилось настолько, что продолжать водить опасно — права не выдадут или могут аннулировать. С другой стороны, если состояние улучшается, после комиссии их можно восстановить.
Почему так много разговоров о новых ограничениях?
Периодически всплывают слухи о том, что для пожилых введут предельный возраст или ужесточат требования. В последние пару лет таких новостей особенно много. Например, в 2023 году в Санкт-Петербурге предлагали:
- Сократить срок действия прав для людей старше 70 лет до 2 лет.
- Ввести обязательную медкомиссию каждые 2 года.
- Усилить требования к состоянию здоровья.
Однако, эта идея вызвала бурю споров и поддержки не получила — многим она показалась дискриминационной.
Летом 2025 года снова появились новости о возможном запрете для водителей старше 70 лет — но пока это только инициативы, которые ещё не стали законом. Пока никаких официальных изменений не внесено, и формального запрета по возрасту нет.
А как в других странах?
Многие государства уже давно подкрутили законы для пожилых автомобилистов:
- Саудовская Аравия: после 70 лет — ежегодная медицинская проверка.
- Турция: после 65 лет — медкомиссия каждые два года, после 75 — каждый год.
- Филиппины: для всех старше 60 — тщательно проверяют здоровье, зрение и слух.
- ОАЭ: в отдельных эмиратах права у водителей старше 70 могут аннулировать, если не проходить регулярные медосмотры.
В Великобритании, например, по достижении 70 лет права нужно каждые 3 года подтверждать через медицинское обследование, а в Японии водителей пенсионного возраста часто обязывают проходить дополнительное обучение и проверку психомоторики.
Смысл таких мер — не наказывать возрастных водителей, а убедиться, что их здоровье позволяет оставаться за рулём и не создавать опасность на дорогах.
Спорные моменты и статистика
Вопрос, стоит ли вводить возрастные лимиты, остаётся спорным. Одни считают, что при должном здоровье и опыте пожилые водители не опаснее молодых, а порой и аккуратнее: ими движет опыт, привычка думать на дороге и осторожность, выработанная годами.
Другие указывают, что с возрастом у людей зачастую замедляются реакции, ухудшается зрение и слух, а хронические болезни могут внезапно подвести — и это действительно увеличивает риск аварий. По данным ГИБДД, примерно 10% ДТП с пожилыми водителями происходят именно из-за возрастных физиологических изменений.
Что в итоге?
Если вы переживаете, допустят ли вас или ваших близких к вождению в преклонном возрасте — пока на российских дорогах важнее не сколько лет в паспорте, а что написано в вашей медсправке. Закон жёстко следит за состоянием здоровья водителей, а обсуждение новых ограничений попадает в новостные заголовки лишь в виде предложений и инициатив.
Итак:
- Водить можно в любом возрасте, если позволяет здоровье.
- Права пожилым выдаются и продлеваются, но с регулярной медицинской проверкой.
- Государство может ужесточить правила в будущем, как это уже сделали другие страны.
- За рулём главное — адекватная оценка своего состояния и ответственность на дороге.
Об этом пишет сайт usinsk-news.ru.