Верховный суд постановил: какой поворотник надо включать при въезде на кольцо — правый или левый?
- 03:27 16 октября
- Инга Нечунаева

Не всегда понятно, какой именно указатель поворота включать при въезде на кольцо: левый или правый? Или вообще не стоит их использовать? Давайте разберёмся простым языком и с опорой на официальные позиции.
Почему круговой перекрёсток — не просто участок дороги?
Перекрёсток с круговым движением — это специальный тип перекрёстка, и для него в ПДД предусмотрены особые правила. Одно из главных — приоритет движения. Обычно автомобили на кольце имеют преимущество, но не всегда. Если при въезде стоит знак 2.4 «Уступи дорогу», то машина, уже едущая по кольцу, едет первой. Если знаков нет, приоритет может быть у въезжающего.
Кроме того, въехать на кольцо можно практически из любой полосы, что особенно актуально для сложных много полосных кольцевых в крупных городах. Это меняет подход к использованию поворотников, которые помогают другим участникам понять ваши намерения.
Что говорят Правила дорожного движения?
Согласно правилу 8.1 ПДД, водитель обязан включать указатель поворота перед началом манёвра. Звучит логично: если вы меняете траекторию, сообщите об этом.
Большинство въездов на кольца в России — это фактически правый поворот: машина смещается вправо и входит в круговое движение. Значит, тут логично включать правый поворотник, чтобы предупредить других, что с дороги вы переходите в кольцо. Это важно как для водителей, так и для пешеходов или велосипедистов.
Однако бывают исключения — некоторые кольца устроены так, что въезд осуществляется прямо или даже с небольшим левым поворотом, например, если на кольце одностороннее движение по внутреннему радиусу. Но такие случаи встречаются редко.
Как Верховный суд и ГИБДД смотрят на использование поворотников на кольцах?
Есть официальное разъяснение Верховного суда РФ: штрафовать за отсутствие включенного поворотника при въезде на кольцо можно лишь в том случае, если из-за этого создаются помехи другим участникам движения. Но при этом суд подчёркивает, что ПДД предписывают водителю обязанность использовать поворотники при манёврах.
Практика ГИБДД проста: если въезд на кольцо сопровождается перестроением или смещением с прямой траектории, то сигналить нужно обязательно, и чаще всего — правым поворотником. Не воспользоваться поворотником в таких случаях — нарушение ПДД с вытекающей административной ответственностью.
Что делать внутри кольца?
Многие считают, что внутри кольца нужно включать левый поворотник, чтобы показать, что едешь по кругу и не собираешься съезжать. На самом деле это не так. Постоянно включённый левый поворотник может запутать других водителей и вызвать конфликтные ситуации, так как сигнал обычно расценивается как намерение повернуть или перестроиться влево.
Правильнее использовать поворотники только в таких случаях:
- При перестроении на кольце — включаете поворотник в ту сторону, куда собираетесь перестроиться.
- Непосредственно перед съездом с кольца — заранее включаете правый поворотник, чтобы другие знали, что вы покидаете кольцо.
Если на кольце есть знаки «Направление движения по полосам»
Такие знаки (5.15.1 или 5.15.2) задают конкретные правила движения из каждой полосы. Например, с левой можно ехать только налево, с правой — прямо или направо. Водителю нужно включать поворотник в соответствии с предписанным направлением ещё до въезда на кольцо, иначе можно получить штраф за несоблюдение дорожных знаков (ст. 12.16 КоАП).
Итог: как правильно использовать указатели поворота на кольце?
- При въезде на кольцо включайте правый поворотник, если вход — это фактический поворот направо.
- Если въезд требует поворота влево (редкие случаи) — используйте левый поворотник.
- Внутри кольца не «моргайте» левым поворотником без причины — это только путает.
- Перед съездом с кольца обязательно включайте правый поворотник заранее.
- Следите за знаками и дорожной разметкой, особенно «Направление движения по полосам», и соблюдайте их.
Правильное использование поворотников на кольцах помогает избежать аварий и недопониманий на дороге. Если каждый водитель будет подавать сигналы чётко и в нужный момент, движение станет более плавным и безопасным для всех участников, пишет источник.