Для водителей 60+ вводят новые правила: ГАИ сократила срок действия прав до 5 лет — проверят всех и каждого
- 03:27 23 октября
- Анна Засухина

В России с каждым годом становится всё больше водителей старше 60 лет — и это, с одной стороны, хорошо, ведь люди живут дольше и остаются активными, а с другой — вызывает вопросы по безопасности на дорогах. Поэтому тема возрастных ограничений и медицинских требований к таким водителям сейчас на пике обсуждения.
Есть ли официальные возрастные ограничения?
На сегодняшний день никакого официального предела по возрасту для вождения в России нет. Получить права и продлить их можно практически в любом возрасте, главное — иметь действующую медицинскую справку. Тем не менее, с 60 лет правила начинают меняться в сторону ужесточения контроля здоровья.
Почему ужесточают проверки после 60?
Статистика ДТП показывает рост аварий с участием пожилых водителей с 2017 по 2024 годы. Это заставило чиновников и врачей обратить особое внимание на физическое и психическое состояние людей, которые управляют автомобилем в пенсионном возрасте. Водителям старше 60 лет теперь приходится проходить медосмотры чаще и тщательнее.
Что проверяют в медкомиссии после 60 лет?
- Остроту зрения (с учётом необходимости очков или контактных линз).
- Слух.
- Координацию движений и быстроту реакции.
- Давление и работу сердца.
- Наличие хронических болезней.
- Когнитивные функции — память и внимание (иногда проводят специальные тесты).
- Признаки старческой деменции или других психических нарушений.
Если в ходе осмотра врачи обнаруживают проблемы, они должны сообщить об этом в МВД. Иногда водителям временно запрещают садиться за руль — пока не улучшится здоровье.
Медицинский мониторинг после 70 лет
В отдельных регионах России с 70 лет водителям рекомендуют приходить на медосмотр каждый год или раз в два года. Зависит это от состояния здоровья и рекомендаций специалистов.
Чем грозят нарушения?
Если водитель не проходит обязательный осмотр или скрывает проблемы со здоровьем, это может привести к штрафам, приостановке действия прав или вовсе аннуляции.
Что планируют изменить в ближайшие годы?
На 2025–2030 годы в России обсуждают несколько нововведений:
- Сократить срок действия водительских прав для пожилых до 2 лет (примерно после 70-75 лет).
- Ввести обязательные тесты по правилам дорожного движения и психологические проверки.
- Автоматически связывать медицинскую информацию с данными ГИБДД для оперативного контроля.
- Расширить список необходимых обследований.
- Разработать специальные программы адаптации и технические решения для возрастных водителей — например, авто с упрощенным управлением.
Цель этих мер в первую очередь — повысить безопасность на дорогах, а не отбирать права у пожилых людей.
Как с этим обстоят дела в других странах?
- Япония: с 75 лет водители обязаны проходить тесты на концентрацию и реакцию.
- Италия: права продляют после медицинского осмотра каждые два года.
- Франция и Германия: есть программы переобучения и регулярной переоценки водительских навыков.
- ОАЭ: после 70 лет нужно сдавать повторный экзамен.
Практически везде в Европе пожилым водителям нужно подтверждать, что они здоровы и готовы управлять авто.
Что говорят в российских ведомствах?
Пока официального возрастного предела нет, однако планируется усиление контроля, чтобы выявлять риски на ранней стадии. Врачи должны своевременно информировать ГИБДД, а водители — обязательно проходить медкомиссии. Невыполнение этих правил повлечёт санкции.
Итог
Возраст не является в России поводом для автоматического запрета на вождение, но здоровье — важнейший фактор. ГИБДД и медицина всё чаще обращают внимание на пожилых водителей, чтобы снизить риск ДТП. Медосмотры становятся обязательными чаще, а проверки — жёстче. В ближайшие годы возможны новые ограничения, тесты и программы адаптации, направленные на безопасность на дороге. Важно понимать: все эти меры — не чтобы ограничить права пожилых, а чтобы сохранить жизнь и здоровье всех участников движения.
Источник: сайт www.pravda.ru.